Структура программы
Программа, написанная на языке Pascal, содержит следующие разделы:
-
заголовок программы;
-
раздел объявления используемых модулей;
-
раздел объявления меток;
-
раздел объявления констант;
-
раздел объявления типов;
-
раздел объявления переменных;
-
раздел объявления процедур и функций;
-
тело программы.
В принципе, указанный порядок следования разделов не обязателен (за исключением заголовка программы, если он есть, и раздел объявления используемых модулей), но всё-таки целесообразно придерживаться именно этого порядка, так как, во-первых, этот порядок выбран не случайно и можно обосновать именно такую последовательность разделов, а во-вторых, это приводит к единообразию в написании программ, в результате чего проще искать те или иные разделы.
Вот стандартная схема программы на языке Pascal:
program <Имя_программы>;
uses <Используемые_модули>;
label
<Используемые_метки>;
const
<Имя_константы> = <Значение_константы>;
type
<Имя_типа> = <Определение_типа>
var
<Имя_переменной> : <Тип_переменной>;
begin
<Тело_программы>
end.
Приведём небольшой пример - программу, вычисляющую сумму двух чисел:
program Example1;
var
X, Y, Sum : Integer;
begin
Write ('Введите числа X и Y : ');
ReadLn (X, Y);
Sum := X + Y;
WriteLn ('Сумма чисел X и Y равна ', Sum);
end.
Здесь вводятся переменные X, Y и Sum. На экран выводится запрос на ввод X и Y, затем переменной Sum присваивается значение суммы X + Y, и результат выводится на экран. Обратите внимание на символ ';' в конце строк и на символ '.' в конце программы. Так же следует заметить, что в программе на языке Pascal можно использовать только определённые ранее переменные (в отличии от Basic, например). Так, переменные X, Y и Summ описываются в разделе var и имеют тип Integer.