Одномерные массивы. Формирование и вывод одномерных массивов
До сих пор мы рассматривали переменные, которые имели только одно значение, могли содержать в себе только одну величину определенного типа.
Вы знаете, что компьютер предназначен в основном для облегчения работы человека с большими информационными объемами. Как же, используя только переменные известных вам типов, сохранить в памяти и обработать данные, содержащие десяток, сотню, тысячу чисел? А ведь такие задачи встречаются в любой области знания. Конечно, можно завести столько переменных, сколько данных, можно даже занести в них значения, но только представьте, какой величины будет текст такой программы, сколько времени потребуется для его составления, как много места для возможных ошибок? Естественно, об этом задумывались и авторы языков программирования. Поэтому во всех существующих языках имеются типы переменных, отвечающие за хранение больших массивов данных. В языке Паскаль они так и называются: "массивы".
Массивом будем называть упорядоченную последовательность данных одного типа, объединенных под одним именем.
Кстати, под это определение подходит множество объектов из реального мира: словарь (последовательность слов), мультфильм (последовательность картинок) и т. д. Проще всего представить себе массив в виде таблицы, где каждая величина находится в собственной ячейке.
Положение ячейки в таблице должно однозначно определяться набором координат (индексов). Самой простой является линейная таблица, в которой для точного указания на элемент данных достаточно знания только одного числа (индекса).
Мы с вами пока будем заниматься только линейными массивами, так как более сложные структуры строятся на их основе.
Описание типа линейного массива выглядит так:
Type <Имя типа>=Array [<Диапазон индексов>] Of <Тип элементов>;
В качестве индексов могут выступать переменные любых порядковых типов. При указании диапазона начальный индекс не должен превышать конечный. Тип элементов массива может быть любым (стандартным или описанным ранее).
Описать переменную-массив можно и сразу (без предварительного описания типа) в разделе описания переменных:
Var <Переменная-массив> : Array [<Диапазон индексов>] Of <Тип элементов>;
Примеры описания массивов:
Var
S, BB : Array [1..40] Of Real;
N : Array ['A'..'Z'] Of Integer;
R : Array [-20..20] Of Word;
T : Array [1..40] Of Real;
Теперь переменные S, BB и T представляют собой массивы из сорока вещественных чисел; массив N имеет индексы символьного типа и целочисленные элементы; массив R может хранить в себе 41 число типа Word.
Единственным действием, которое возможно произвести с массивом целиком - присваивание. Для данного примера описания впоследствии допустима следующая запись:
S:=BB;
Однако, присваивать можно только массивы одинаковых типов. Даже массиву T присвоить массив S нельзя, хотя, казалось бы, их описания совпадают, произведены они в различных записях раздела описания.
Никаких других операций с массивами целиком произвести невозможно, но с элементами массивов можно работать точно также как с простыми переменными соответствующего типа. Обращение к отдельному элементу массива производится при помощи указания имени всего массива и в квадратных скобках - индекса конкретного элемента. Например:
R[10] - элемент массива R с индексом 10.
Фундаментальное отличие компонента массива от простой переменной состоит в том, что для элемента массива в квадратных скобках может стоять не только непосредственное значение индекса, но и выражение, приводящее к значению индексного типа. Таким образом реализуется косвенная адресация:
BB[15] - прямая адресация;
BB[K] - косвенная адресация через переменную K, значение которой будет использовано в качестве индекса элемента массива BB.
Такая организация работы с такой структурой данных, как массив, позволяет использовать цикл для заполнения, обработки и распечатки его содержимого.
Существует несколько способов заполнения массивов и вывода их содержимого на экран.
Задача 1. Ввеости с клавиатуры 20 целых чисел, а затем вывести их в обратном порядке
Program z1;
Var A : Array [1..20] Of Integer;
I : Integer;
Begin
For I:=1 To 20 Do {Организуем цикл с параметром I по всем возможным}
Readln(A[I]); {значениям индексов и вводим A[I] с клавиатуры }
For I:=20 Downto 1 Do {Распечатываем массив в обратном порядке}
Write(A[I],' ');
End.
Задача 2. Сформировать массив, заполнив его значениям квадратов индексов элементов:
Program z2;
Const N=50; {Константа N будет содержать количество элементов массива}
Var A : Array [1..N] Of Integer;
I : Integer;
Begin
For I:=1 To N Do
A[I]:=sqr(i);
For I:=1 To N Do
Write(A[I],' ');
End.
Сформировать массивы можнос помощью генератора случайных чисел. В языке Паскаль случайные числа формирует функция Random. Числа получаются дробными, равномерно расположенными в интервале от 0 до 1. Выражение, дающее целое случайное число в интервале [-50,50] будет выглядеть так: Random(101)-50, т.к. random(А) - случайное целое число в интервале [0, A).
Задача 3.Зададим и распечатаем случайный массив из сорока целых чисел:
Program z3;
Const N=40; {Константа N будет содержать количество элементов массива}
Var A : Array [1..N] Of Integer;
I : Integer;
Begin
Randomize;
For I:=1 To N Do
Begin
A[I]:= random(100)-50;
Write(A[I],' ');
End;
End.
Выводить одномерный массив на экран тоже можно несколькими способами: в строку (уже рассмотренный нами способ, в предыдущих программах) и в столбец (для этого используется оператор writeln)